Сноудену предлагали сразу покинуть аэропорт в обмен на согласие сотрудничать с ФСБ, но он отказался, утверждает в фильме журналист из WikiLeaks Сара Харрисон, которая сопровождала Сноудена на пути в Гонконг и была с ним в транзитной зоне Шереметьева.
Создатель WikiLeaks Джулиан Ассанж, участвовавший в обсуждении фильма в Москве по видеосвязи из посольства Эквадора в Британии, заявил, что Россия не давила на Сноудена, а обратилась к нему «очень формальным образом». Ассанж также заявил, что ФСБ, скорее всего, пошла бы на те же меры, что и Агентство национальной безопасности США, если бы разоблачитель появился в ее рядах.
В фильме также рассказывается, что определяющим моментом для Сноудена стала вынужденная посадка в Австрии летевшего из Москвы самолета президента Боливии Эво Моралеса. Бывший директор АНБ и ЦРУ Майкл Хэйден в фильме признает, что это стало конфузом для властей США, который оказался на руку Сноудену и его сторонникам.
Картина «Терминал F», которая ранее уже была представлена в нескольких западных странах, стала результатом совместного производства датского и немецкого общественного телевидения. Ее сняли известные в своих странах документалисты - датчанин Поул-Эрик Хельбут и работающий в Германии американец Джон Гетц.
Показ в Москве организовал госканал Russia Today, представляющий официальную позицию российских властей на нескольких языках. Фильм был благосклонно встречен публикой в пресс-центре МИА «Россия сегодня»: зрители хлопали в ладоши и улюлюкали при виде Джен Псаки и смеялись над другими американскими чиновниками.
«Терминал F» стал первым фильмом в серии показов под общим названием RTDOC. Пока ни один из анонсированных фильмов не рассказывает о ситуации в России: следующей покажут картину, рассказывающую о бомбардировках Югославии.
Одна история в двух фильмах
Во вторник «Терминал F» покажет один из дочерних каналов RT, специализирующийся на документальных фильмах.
Права на показ этого фильма купили телеканалы в Австралии, Франции, Германии и всех скандинавских странах. Западная публика реагировала на него по-другому: так, по словам Хельбута, аудиторию во Франции шокировало, что «один телефонный звонок из США может закрыть все воздушное пространство», и эти сцены зал смотрел в полной тишине.
«Терминал F» - уже второй полнометражный документальный фильм о Сноудене. В сентябре прошлого года вышла картина «Гражданин четыре», снятая Лорой Пойтрас - первым журналистом, с которым он вышел на контакт. Эта картина впоследствии получила «Оскар» как лучший документальный фильм.
Пойтрас вместе с журналистом Guardian Гленном Гринвальдом прилетела в Гонконг, где снимала на камеру их разговоры со Сноуденом в гостинице. После этих встреч Guardian и Washington Post начали публикацию материалов по секретным документам о масштабной слежке за телефонными разговорами и электронной перепиской мировых лидеров и рядовых граждан, которую ведут американские спецслужбы.
Как объясняют создатели «Терминала F», их фильм нужно смотреть вместе с картиной Пойтрас. Происходившее в Шереметьеве «Гражданин четыре» почти не освещает: после сцен в гостинице повествование переносится на месяцы вперед, и зритель видит кадры Сноудена и его девушки Линдси Миллс за приготовлением ужина в их квартире в Москве.
«Можно сказать, что наш фильм начинается там, где ее фильм заканчивается. Наш фильм - о том, как он бежал из Гонконга, как ему удалось добраться до Москвы, и о событиях в мировой политике, которые разворачивались вокруг, пока он находился в аэропорту», - отметил Гетц.
При этом в фильме есть интересные детали, которые лишь вскользь упоминаются у Пойтрас: например, как Сноуден складывал подушки возле двери гостиничного номера, чтобы разговор нельзя было подслушать снаружи, прятался вместе с компьютером под красным покрывалом, чтобы никто не мог увидеть пароль, который он вводит, и из-за сработавшей пожарной сигнализации подумал, что это способ обманом заставить его выйти из номера.
Гетц и Хельбут не разговаривали со Сноуденом, когда он прятался в аэропорту (тогда за ним «охотились» десятки журналистов, но никто так и не смог взять эксклюзивного интервью). Для иллюстрации тех событий документалисты использовали кадры реконструкции и архив телеканалов, а также интервью с героями этой истории, взятые позже.
«Заперли меня в России»
В фильме журналист Guardian Юэн Макаскилл признается, что хотел бы, чтобы его газета больше сделала для своего источника - оплатила ему счет в гостинице или купила билет на самолет, но этого не произошло. Из всех ресурсов, с которыми Сноуден сотрудничал, только WikiLeaks согласились помочь ему с побегом из Гонконга.
Ассанж и его соратники купили множество билетов в разные страны мира. На момент вылета в Москву США уже направили в Гонконг запрос на арест Сноудена, но ордер не был выдан сразу: по утверждениям властей автономии, из-за того, что имя Сноудена в документах было указано с ошибкой. Проблем при прохождении паспортного контроля у Пойтрас и Сноудена не возникло.
Сноуден покинул аэропорт Гонконга с действующим паспортом, однако за время полета в Москву американские власти его аннулировали. Авторы фильма уделяют большое внимание вопросу, почему это было сделано именно в этот момент, а не в течение 23 дней, когда он был в Гонконге.
«Они заперли меня на территории страны, чьи отношения с Москвой нельзя назвать особенно дружественными», - отмечает Сноуден в фильме.
Ранее он уже открыто говорил о том, что это было сделано, чтобы назвать его «русским шпионом». Как сам Сноуден, так и российские власти последовательно отрицают, что он работает на спецслужбы в Москве.
«Российские власти предлагали Сноудену покинуть аэропорт моментально, если бы он согласился на сотрудничество с ФСБ, - говорит в фильме Харрисон. - Но он ничего не передавал российским спецслужбам и никак не сотрудничал с ними».
Отвечая на вопросы депутатов Европарламента год назад, Сноуден также говорил, что ФСБ обращалась к нему с предложением. Тогда он сказал, что спецслужбы быстро потеряли к нему интерес, когда поняли, что он не взял в Москву никаких секретных документов, а также постоянно находится в сопровождении журналиста.
Большой конфуз
Фильм подробно останавливается на эпизоде с вынужденной посадкой самолета президента Боливии Эво Моралеса в Австрии из-за ошибочного подозрения в том, что на борту мог быть Сноуден. Тогда несколько стран не пропустили самолет через свое воздушное пространство, предположительно, по просьбе США, за что позже извинились.
На следующий день госдепартамент США признал, что власти страны «контактировали с рядом стран по всему миру, где самолет со Сноуденом мог приземлиться или даже проходить транзитом».
Как заявил в картине создатель WikiLeaks Джулиан Ассанж, он и его соратники намеренно пытались запутать американские власти, в том числе привлекая внимание к полету Моралеса.
Бывший директор Агентства национальной безопасности и ЦРУ Майкл Хэйден - единственное официальное лицо, согласившееся на интервью для этой картины, - признал, что эпизод с самолетом Моралеса был отвлекающим маневром, который «помог Сноудену укрепиться в образе жертвы».
На утверждение журналистов, что с самолетом вышел большой конфуз, Хэйден ответил с юмором: «Да, но не такой большой, как когда мы растеряли все секреты».
«Посадка самолета Эво Моралеса дала понять, что для Сноудена нет никакой возможности покинуть Москву, - объяснил Гетц. - Это значило, что западное воздушное пространство закрыто, и никакой альтернативы не было, кроме как оставить его в России».
Присутствовавшая на показе фильма посол Боливии в России Мария Луиса Рамос спросила у Ассанжа, собирается ли он принести извинения президенту страны. Основатель WikiLeaks парировал тем, что вывозить на борту президентского самолета лиц, ищущих убежища, - распространенная практика.
По словам Ассанжа, они рассматривали ряд других возможностей вывезти Сноудена из России, в том числе президентским самолетом другой страны, который в то время находился в Москве. Ассанж не уточнил, какую страну он имел в виду, но в тот же день Путин встречался с президентом Венесуэлы Николасом Мадуро, а Венесуэла входила в число стран, куда Сноудена стремились вывезти изначально.
В ФСБ было бы то же самое
В фильме «Терминал F» точка зрения американских властей представлена шире, чем в картине «Гражданин четыре». Так, экс-директор АНБ Хэйден заявил в фильме, что спецслужбы будут чувствовать ущерб от действий Сноудена еще много лет, потому что он раскрыл не сами разведданные, а принцип, по которому их собирают.
«Он показал не ведро воды. Он показал трубопровод, то, как мы эту воду собираем и распространяем, - объяснил Хэйден. - Я вижу в этом высокомерие человека, который поставил свои правовые и этические убеждения выше, чем убеждения его коллег, судов, командования и президента США».
Ассанж заявил, что действия России по отношению к Сноудену посылают хороший сигнал всему миру, но на разоблачителя в своих рядах Москва оказала бы то же давление, что и США на контрактника АНБ.
«Некоторые люди в США будут в ярости, если к Сноудену проявят снисхождение. Сообщество работников спецслужб останется пострадавшей стороной, которая захочет вернуть себе контроль. Произошло бы то же самое с агентом ФСБ в такой ситуации? Конечно, произошло бы. Это естественная природа этого сообщества. Поэтому международная система предоставления убежища так важна», - сказал Ассанж.
По мнению Хельбута, Сноуден понимает, что все для него могло быть гораздо хуже: например, он мог, как Челси Мэннинг, быть приговоренным к 35 годам в одиночной камере.
Как заявил Ассанж, который уже почти три года не выходит из здания посольства, он сам предпочел бы оказаться в той ситуации, в которой живет Сноуден, - с возможностью перемещаться по России и даже выезжать за рубеж на мероприятия под эгидой ООH. Его пример привлечет «новых сноуденов», считает основатель WikiLeaks.
«Сам Эдвард Сноуден говорит, что отчасти был вдохновлен Челси Мэннинг, - отметил Ассанж. - Если Челси Мэннинг, несмотря на все свои страдания, смогла стать примером, то разумеется, Эдвард Сноуден, который на свободе в России, поддерживает хорошие отношения со своей девушкой и может публично выступать, чтобы отстаивать свою позицию, будет гораздо большим вдохновением».
В августе Сноудену продлили разрешение на пребывание в России еще на три года. Многие комментаторы, критически настроенные по отношению к нему, считают ироничным тот факт, что борец за свободу оказался в стране, которую регулярно обвиняют в нарушении прав человека. При этом за то время, пока он находится в Москве, напряженность в отношениях России и Запада намного усилилась.
Однако, как документалист рассказал корреспонденту Би-би-си, невозможно понять, беспокоит ли это Сноудена и считает ли он, что это подрывает к нему доверие.
«Он не высказывает своего мнения на этот счет. Есть много тем, на которые с ним просто нельзя говорить - например, его девушка, от которой он сбежал, даже ничего ей не сказав. Это запретная территория», - сказал автор фильма, добавив, что Сноуден всегда ведет себя очень сдержанно.
Ольга Слободчикова, Русская служба Би-би-си